Кирилловецъ, монархическiй сюрреалистъ (kirillovec) wrote,
Кирилловецъ, монархическiй сюрреалистъ
kirillovec

осмыслимъ кино (вып.27 часть 2): "Стелла", шедевръ греческаго кино.

Продолжено отсюда.

Самъ я, выросшiй въ СССР, вообще не подозрѣвалъ, что въ ГрецIи есть, таки да, сильный синематографъ, ну или хотя-бы былъ.

Именно поэтому я буду довольно подробенъ, говоря о фильмѣ 60-лѣтней давности.

Неее, фразу, что въ Грецiи всё есть, у Чехова, иронично-добродушную такую, я естественно помнилъ, определённыя связи съ Греками у моей семьи были (не первоочередныя, если не считать моей прабабушки, полугречанки выданной за русскаго малограмотнаго дворянина очень второпяхъ -- ЦарствIе Небесное имъ обоимъ, это были больше чѣмъ славные люди!) .

Въ Санктъ-Петерубргѣ мы имѣли возможность посѣщать фестивальные показы , -- они бывали дороговаты, при стабильномъ курсѣ сов.рубля,  50 копѣекъ какъ минимумъ, я помню такiе показы по Польшѣ, Австралiи, Австрiи, Англiи, Ирану, Испанiи, Швейцарiи, даже Исландiи ... про прочихъ скандинавовъ вообще понятно, въ СПб. всѣгда сохранялась какая-то связанность со всѣмъ этимъ, ... но греческаго кино въ моей юности я не помню, ВООБЩЕ. Если что и было -- не помню, чтобы обсуждалось вокругъ меня.

Возможно, сказались непростыя отношенiя СССР и Грецiи, если не плохо скрываемая эллинофобiя/ромэофобiя  тт. большевиковъ... возможно, было и вотъ что : по ряду соцiально-экономическихъ параметровъ, Грецiя, дотла раззорённая въ годы IIМВ и нѣсколькихъ гражданскихъ войнъ, могла дать по качеству жизни сто очковъ вперёдъ СССР, гдѣ , чуть что, пѣняли на военную разруху а , извиняюсь, свободы, молитвы, хлѣба и пѣсни было ну ничуть не больше чѣмъ у буржуазныхъ Грековъ. (У насъ во внутренней Россiи очень не сплошная военная разруха:  вѣсь ХХ вѣкъ мои родственники въ Костромской области не слышали иной стрѣльбы кромѣ какъ изъ охотничьяго ружья, и иныхъ взрывовъ кромѣ подрыва льда на лѣдоходъ, на нихъ не плюхались бомбы и снаряды, надъ ихъ головами не лѣтали бомбардировщики, ихъ огороды, поля и тропинки не перекапывались окопами и не топтались пѣхотою, ихъ не донимала оккупацiонная администрацiя, -- впрочемъ, если не считать коммунистической... но про ужасный уронъ народнаго хозяйства уши имъ прожужжали, и это при томъ, что, повторю, костромская деревня военныхъ дѣйствiй не знала , а вотъ въ Грецiи или Бельгiи любая деревня въ ХХ в. переживала войну и оккупацiю не по разу !!!) )

Итакъ про пѣсню. Пѣсенный фильмъ "Стелла", о которомъ я пытаюсь разсказать, посвящёнъ реабилитацiи греческаго шансона стиля рембетико. Кстати, чуть не запрѣтного направления народного творчества, так сказать пѣсни рыбаковъ и портовыхъ грузчиковъ. Притомъ, съ привкусомъ туретчины, терьяка (опiумнаго пыха) и гашиша. Но это музыкально-стилистическая сторона вопроса. Ещё добавлю, что часть просто народныхъ пѣсенъ, -- естественно въ другихъ стиляхъ.

Одна изъ причинъ, почему на экранѣ льётся порядочно спиртного, такова : въ тогдашней Грецiи считалось, что шансонъ связанъ съ наркотической субкультурой, которая съ алкогольной совмѣстима, понятно, мало. [[Кстати, королевская власть Грецiи серьёзно боролась съ наркотиками и достигла кое-какихъ успѣховъ. Правда пришлось посажать и казнить немало народу. ]]



Поэтика фильма: типовой для 1950хъ неореализмъ, правда свойственнаго неореализму антигеройскаго настроя въ общемъ нѣтъ. Напротивъ, показывается, что въ желающихъ приличной жизни народныхъ/мѣлкобуржуазныхъ массахъ, чтобы быть замѣтнымъ да и просто пристойнымъ, надо очень не быть пустымъ мѣстомъ. Предполагется и определённая подтянутость. Прекрасная для неореализма работа костюмеровъ (кстати интересно, что добротное сербское кино часто не блистаетъ именно костюмерными трудами) и очень недурственная -- освѣтителей. Антуражъ -- кварталы греческой столицы. Хорошо сработали также постановщики автомобильныхъ сценъ.

Сюжетъ фильма : въ общемъ, вольный пересказъ "Карменъ"... спортсмэнъ, звѣзда футбола, любитъ ресторанную пѣвичку, такую окружённую почитателями (ПРЕДЫДУЩЕМУ кавалеру она даётъ отставку и по сути доводитъ до катастрофической смѣрти), своенравную и проникнутую модернизмомъ. Она вообще-то его тоже любитъ, но онъ для нея чуть банальноватъ и сравнительно неизященъ. Люди оба такiе съ перцемъ. Спортсмэнъ угрожаетъ, что если они не поженятся, онъ ея убьётъ. Она не приходитъ на вѣнчанiе, а вѣнчанiе кстати имъ назначено на своеобразную дату праздника 28 октября. Спортсмэнъ ея рѣжетъ поутру въ общественномъ мѣстѣ, она страстно помираетъ (на фото именно что этотъ кадръ, она уже не слишкомъ жива), притомъ публика, -- эта всѣзнающая срѣдиземноморская улица, тутъ-же начинающая кишѣть вокругъ, -- винитъ ея. Здоровый элементъ антифеминизма! Кстати въ то время въ Грецiи мокрушника могла ждать публичная смѣртная казнь.

Естественно, подчёркивается чопорность народной жизни :  люди могутъ вскачь нѣстись вдогонку за автомашиной съ необычнымъ содержимымъ, но знакомятся и разговариваютъ другъ съ другомъ не просто такъ, но продуманно, иной разъ и выстраданно. Да и съ сигаретой на экранѣ только женщины не самаго добродѣтельнаго сорта. И никакихъ избыточныхъ заголѣнiй плоти, даже обнажённой женской спины ...

Самоочевидный моральный выводъ, что демимондъ кабацкихъ пѣвицъ и спротсмэновъ-профи есть слой не самый морально стойкiй и надломленный; хотя это и вправду личности, кумиры публики, -- имитировать эту жизнь видимо не стоитъ, посмотрѣть можно, а пожалѣть и нужно. [[Я вамъ по секрету скажу: мы бываемъ и вправду невыносимо безжалостны къ красивымъ людямъ, а у нихъ свои трудности и даже мученiя, вообще много несчастiй бываетъ, они тоже трѣбуютъ кое-какого состраданiя.]] Также важный выводъ о томъ, что женщина таки не должна жертвовать своей семейной жизнью (да ужъ кстати и обрядами) ради своей свободы, хотя м.б. авторы кинокартины этаго сказать не желали.

Помимо превосходныхъ  актёровъ (включая не только нордически-искристую Мелину Меркури въ главной роли, но и восхитительную Софью Вемпо -- собственно по ней я и вышелъ на эту фильму, два такихъ роскошныхъ, мощныхъ голоса !!!) укажемъ на добротную работу режиссёра М.Какоянниса и на чудесную музыку М.Хатзидакиса. Неудивительно, что лента стала частью пятёрки лучшихъ греческихъ фильмъ всѣхъ времёнъ и народовъ. Ея показывали во многихъ странахъ, правда, понятно, не въ СССР, -- одинъ изъ шлягеровъ прозвучавшихъ въ ней былъ ...кхе...кхе..."переосмысленъ" для нуждъ СССРовскаго музыкальнаго рынка, и едва ли авторовъ спросили. (Да и госпожа Вемпо была въ СССР подъ запрѣтомъ.)Забавно, что модифицированная пѣсенка вошла въ совѣтскую фильму со сходнымъ сюжетомъ, т.е. тамъ тоже мучаютъ женщинъ ...


Хорошо сработалъ переводчикъ для рутракера, надо сказать. Много буквъ подсократилъ, но это не напрасно. Превосходны кое-какiя , пусть и чуть буржуазныя, фразы:

"прочь бѣдность, да здравствуетъ удаль!"

"Что-то мнѣ говоритъ, что наши кайфы не совпадаютъ",

"Разъ въ жизни попыталась создать какое-то творчество и стала посмѣшищемъ!" (прикиньте ...кхе... мѣсто незамужней женщины въ ...кхе...кхе ...творческой жизни тогдашняго балканскаго общества!)

"Что это ?" -- "Динамитъ. Я брошу его ей вмѣсто розы!" (балканская доблесть & учтивая рыцарственность)

"Я не хочу тѣбя дѣлить съ глазами другихъ мужчинъ!" (это не про расчленёнку , это про рѣвность!)

Одно жалко: масса людей этой фильмы не смогла посмотрѣть вовремя.




вся тема про осмысленie синематографа у меня

.
Tags: Балканы, Греция, Эстэтство, мемы, народ, нордизм, осмыслимъ кино!, рыки любви, смерть
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments